Информашка-2013



Мой друг Компьютер

      В девятый раз в нашем районе проводится мини-олимпиада "Информашка". Лучшие компьютерщики среднего звена (5-8 классы) вновь смогли померяться силами в решении логических и алгоритмических задач, показать своё мастерство в рисовании и программировании на компьютере. Как всегда школа №9 гостеприимно распахнула свои двери ребятам, которые неразрывно связывают своё будущее с информационными технологиями. Это особый круг "посвящённых", для которых информатика стала любимым школьным предметом. Надеемся, что юные таланты и дальше будут радовать нас своими победами и успехами.

Как всё было
      В этом году время, отведённое на выполнение заданий составляло 2,5 часа. В первую очередь это было связано с тем, что нам хотелось сократить время, проводимое участниками перед компьютерными экранами. Не секрет, что любую программу можно улучшать до бесконечности. Да и в рисунок всегда хочется внести дополнительные детали. Поэтому большинство команд работали за компьютерами до "победного конца". Все 25 команд проявили завидное упорство и мастерство!
      На первом этапе необходимо было придумать название и девиз своей команде, нарисовать эмблему и распределить обязанности внутри команды. Эта часть работы оценивалась в 1 дополнительный балл (за оригинальный рисунок-логотип). Ребята подошли к заданию очень творчески. Конечно, здесь большую роль играла "домашняя работа" - ведь эти вопросы можно было обсудить заранее, чтобы не отвлекаться на них во время состязаний. Здесь нужно отметить решение команды "Печеньки", использовавшей уже нарисованный логотип, просто приклеив его к титульной странице.
      Количество и структура заданий в конкурсной программе были традиционными (8 заданий, из них: 1 - анализ текста; 2 - рисунок на компьютере; 3,4 - логические задачи , 5,6 - алгоритмические задачи, 7 - кодирование, 8 -программирование). Если Вас заинтересовали задания - Вы можете с ними ознакомиться . В этом году участники разместились в 4 кабинетах, в которых за порядком следили дежурные учителя. Оба компьютерных класса тоже оказались задействованными.

Резюме
      В "Информашке-2013" приняли участие 25 команд из 21 школы района (СОШ №1, 8, 9 и 12 г. Пушкино представили по 2 команды). Так как заявлено для участия было всего 20 команд, пришлось срочно допечатывть бланки заданий и готовить дополнительную аудиторию. В связи с этим олимпиада началась на 15 минут позже. Правда, на фоне снижения популярности "Информашки" прошлых лет, это были приятные хлопоты. К дежурству учителей особых замечаний не было (1 жалоба на использование телефона во время олимпиады) - сказывается накопленный за прошлые "Информашки" опыт. Подведение итогов прошло гладко, спорные моменты детально разбирались и обсуждались. Удачно сбалансированными оказались объёмы бумажной и компьютерной работы, в связи с чем завершение олимпиады прошло согласованно.
      Из недостатков можно отметить некоторую неразбериху с используемым программным обеспечением - слишком уж много разнообразных программ сейчас используют в школах. Хочется отдельно сказать слова благодарности учителям информатики СОШ №9 - все организационные моменты решались оперативно и не помешали участникам работать.

Итоги
      По результатам работы конкурсного жюри было решено выделить лидеров - команды гимназии №10 и обе команды СОШ №8 г. Пушкино. В число призёров вошли также команды Софринской СОШ №1, Ельдигинской СОШ, СОШ №5 г. Пушкино (II место), Правдинской СОШ №1 и Зверосовхозской СОШ (III место). Конечно, такое разделение достаточно условно, так как каждая команда отличилась в каком-нибудь задании. Особо хочется отметить программистов, набравших максимальное количество баллов за последнюю задачу - Тюрикова Ивана (8 класс, Правдинская СОШ №1), Николенко Даниила (6 класс, СОШ №8 г. Пушкино) и Муравьёву Марию (5! класс, СОШ г.п. Лесной). Конечно, на итогах не могли не сказаться возраст участников и год изучения информатики - ведь в некоторых школах этот предмет изучается с начальных классов! Самыми "молодыми" в этом году оказались команды СОШ №3 г. Пушкино и СОШ г.п. Лесной, представленные только пятиклассниками.
      При начислении баллов жюри руководствовалось в первую очередь сложностью заданий.
№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8
Балл 3 5 4 8 3 8 4 10

Комментарии к заданиям

      В первом задании ("Зачем человеку умный дом?" - 3 балла) нужно было указать основные преимущества и недостатки умного дома.

К сожалению, полный ответ в "чистом" виде не прозвучал ни у одной команды. Более того, многие команды решили, что изобилие электроники в умном доме вызовет значительный расход электроэнергии, что считалось ошибкой.

      Во втором задании (5 баллов) необходимо было выполнить компьютерный рисунок (рекламу) универсального робота-ремонтника. По одному баллу давалось за:

      Третье задание старшеклассники могли бы решить записав логические высказывания и упростив результирующее выражение. В нашем случае задачу можно решить, учитывая, что два высказывания из трёх должны быть непротиворечивы. Первая часть высказывания робота противоречит отцу, а вторая - сыну, поэтому он не может входить в число правильно поставивших диагноз. Правильный ответ:

      Четвёртое задание оказалось самым трудным из "бумажных". Использовать для этой задачи круги Эйлера весьма проблематично, так как необходимо рассматривать три множества (вид, размер, цвет), что даёт 8 различных областей. На наш взгляд проще все рассуждения вести прямо в таблице интернет-заказа, считая что это содержимое холодильника, а затем вместо полученных значений записать их дополнения до 5, требуемых для пикника. Начнём с известных по условию цифр, а оставшиеся обозначим переменными a, b, c, d, e
Наименование мелкий крупный
Помидор красный a b
Помидор жёлтый 0 c
Перец красный 0 d
Перец жёлтый 0 e

Запишем остальные условия в виде сумм (уравнений):
a+b+c=13
d+e=8
b+c+d+e=15
a+b+d=12
c+1=e
Из 2-го и 3-го уравнений следует, что b+c=7, а это вместе с 1-м уравнением означает, что a=6
Наименование мелкий крупный
Помидор красный 6 b
Помидор жёлтый 0 c
Перец красный 0 d
Перец жёлтый 0 e

Теперь можно подставить а в уравнения, которые примут вид:
b+c=7
d+e=8
b+d=6
c+1=e
Подставив вместо е значение с+1 получим:
b+c=7
c+d=7
b+d=6
Далее, выражая одну переменную через другую в любом уравнении получим:
b=3, c=4, d=3, e=5
Окончательный бланк интернет-заказа должен содержать дополнения до 5 каждого из чисел таблицы:
Наименование мелкий крупный
Помидор красный 0 2
Помидор жёлтый 5 1
Перец красный 5 2
Перец жёлтый 5 0

      В пятом задании нужно было сообразить, что кнопки лифта отличаются друг от друга только своим положением (чем выше этаж, тем выше кнопка). Это означает, что человек может самостоятельно дотянуться только до пятой кнопки (или зонтиком в дождливую погоду). Следовательно он маленького роста (ребёнок или лилипут).

      В шестом задании нужно было догадаться, что выгоднее двигаться по диагонали и учесть, что при нахождении на ковре каждая команда робота превращается в две.
1-2 2-3 3-4 4-1
0 ПН ПВ Л ПВ
1 П ПВ Л ПВ
2 ПН П ЛН ПВ
3 ПН П Л ПВ
4 ПН Л ПВ
5 ПН Л ПВ
6 ЛН ЛН ЛВ
7 ЛН ЛВ
8 Н ЛВ
9 ЛВ
10 Л

Таким образом, самые быстрые программы движения по маршрутам содержат 9, 4, 7 и 11 строк. Несмотря на то, что сложнее оказались пути (и, соответственно, программы) 1-2 и 4-1, было принято решение каждый оптимальный маршрут оценивать в 2 балла. Удлинение программы на 1 команду (и одиночные ошибки) приводили к оценке пути в 1 балл. Если программа была ещё длиннее или содержала более одной ошибки маршрут не засчитывался.

      В седьмом задании ("Кодовый замок") нужно было не полениться и выписать весь алфавит, а далее внимательно применить правила шифрования и дешифрования. Задача оказалась под силу всем, кто проявил аккуратность и успел над ней поработать. Задача оценивалась в 4 балла.

      Задачи на программирование традиционно относятся к сложным. Поэтому восьмое задание "Подшипник" оказалось самым "весомым". Грамотно написанная программа (вложенный цикл) приносила в копилку команд целых 10 баллов. Соответственно, использование отдельных циклов (или отдельных исполнителей в Scratch и ЛогоМирах) снижало баллы до 5. Неудивительно, что решение этой задачи существенно повышало положение команды в турнирной таблице.

Мини-олимпиада для школьников среднего звена "Информашка" завершена. Но нас в этом учебном году ожидает ещё одно увлекательное соревнование по информатике и информационным технологиям - Конкурс Компьютерных Проектов. Как правило, он проводится в первое воскресенье после весенних каникул. Надеемся, что многих ребят-участников "Информашки-2013" мы встретим на наших традиционных будущих конкурсах.
До новых встреч!


      Хочется сказать искренние слова благодарности администрации и преподавательскому составу СОШ №9 г. Пушкино за предоставленную возможность провести мини-олимпиаду "Информашка" в полном объёме и комфортных условиях. Большое спасибо!
Hosted by uCoz