В десятый
раз в нашем районе проводится
мини-олимпиада "Информашка". Лучшие компьютерщики среднего
звена (5-8 классы) вновь смогли померяться силами в решении логических и
алгоритмических задач, показать своё мастерство в рисовании и программировании
на компьютере. Как всегда, Пушкинская школа №9
гостеприимно распахнула свои двери ребятам, которые неразрывно связывают своё
будущее с информационными технологиями. Это особый круг
"посвящённых", для которых информатика стала любимым школьным предметом.
Надеемся, что юные таланты и дальше будут радовать нас своими победами и
успехами.
Как всё было
      В этом году
время, отведённое на выполнение заданий составляло 3 часа. Не секрет, что любую программу можно улучшать до
бесконечности. Да и в рисунок всегда хочется внести дополнительные детали.
Поэтому большинство команд работали за компьютерами до "победного конца". Все участники проявили завидное упорство и мастерство!
      На первом этапе необходимо было придумать
название и девиз своей команде, нарисовать эмблему и распределить обязанности
внутри команды. Эта часть работы оценивалась в 1 дополнительный балл (за
оригинальный рисунок-логотип). Ребята подошли к заданию очень творчески.
Конечно, здесь большую роль играла "домашняя работа" - ведь эти вопросы можно
было обсудить заранее, чтобы не отвлекаться на них во время состязаний. Здесь
нужно отметить решение команд "Печеньки" и "4lucky" из СОШ №8 г. Пушкино, использовавших уже нарисованный
логотип, просто приклеив его к титульной странице. На следующий год мы планируем торжественное построение участников перед началом мини-олимпиады и предлагаем отдельно оценивать представление командами своего логотипа и девиза.
      Количество заданий на бумаге сократилось с 8 до 6 (задания оказались достаточно сложными), больше внимание в этом году уделили алгоритмам (1 - анализ
текста; 2 - рисунок на компьютере; 3,4 - алгоритмические задачи, 5 - логика, 6 -программирование). Если Вас
заинтересовали задания - Вы можете с ними ознакомиться
. В этом году участники разместились в 3 кабинетах, в которых за порядком
следили дежурные учителя. Оба компьютерных класса тоже оказались
задействованными.
Резюме
      В
"Информашке-2014" приняли участие 21 команда из 18 школ района (СОШ №6, 8, и 9 г. Пушкино представили по 2 команды).
Подведение итогов прошло гладко,
спорные моменты детально разбирались и обсуждались.
Удачно сбалансированными оказались объёмы бумажной и
компьютерной работы, в связи с чем завершение олимпиады прошло
согласованно.
      Из недостатков можно отметить некоторую
неразбериху с используемым программным обеспечением - слишком уж много
разнообразных программ сейчас используют в школах. Хочется отдельно сказать
слова
благодарности учителям информатики СОШ №9 - все организационные моменты решались
оперативно и не помешали участникам работать.
Итоги
      По результатам
работы жюри олимпиады было решено выделить победителя - команду "4LUCKY" СОШ №8 г. Пушкино.
В число призёров вошли также команды "Скейт" Правдинской СОШ №1, "Синяя шестерёнка" СОШ №9 г. Пушкино, "Sиsтемники" гимназии №4 г.Пушкино и "Антивирус" Правдинской СОШ №2.
Конечно, такое разделение достаточно
условно, так как каждая команда отличилась в каком-нибудь задании. Особо хочется
отметить программистов, набравших максимальное количество баллов за последнюю
задачу - Горячева Виктора (7 класс, Правдинская СОШ №1), Николенко Даниила (7
класс, СОШ №8 г. Пушкино) и Понкратова Георгия (7 класс, гимназия №4 г.Пушкино).
Конечно, на итогах не могли не сказаться возраст участников и год изучения
информатики - ведь в некоторых школах этот предмет изучается с
начальных классов! Самой "молодой" в этом году оказалась команда Ашукинской СОШ.
      При
начислении баллов жюри руководствовалось в первую очередь сложностью заданий.
№ задания |
0 (титульный лист) |
1 (анализ текста) |
2 (рисунок на компьютере) |
3 (анализ алгоритма) |
4 (создание алгоритма) |
5 (логический анализ) |
6 (программирование) |
Балл | 2 | 6 | 5 | 6 | 8 | 8 | 10 |
      Во втором задании (5 баллов) необходимо было выполнить компьютерный рисунок или презентацию (рекламу) бригады роботов-строителей. По одному баллу давалось за:
      В третьем задании надо было проанализировать программу робота-строителя, написанную на псевдокоде. Пошаговое выполнение показывает, что второй кирпич (первый уже лежит в точке [4, 4]) будет уложен в точку [5, 4], а третий - "вторым этажом" в точку [4, 4]. После этого программа не сможет выполняться, так как робот не может преодолевать ступеньки высотой больше, чем в 1 кирпич. Соответственно, робот сможет использовать со склада только 2 кирпича и вид сооружения во втором случае (когда на складе 10 кирпичей) будет таким же.
      Четвёртое задание предполагало "креативный подход" к решению задачи. Самый правильный ответ должен был учитывать идентичность роботов, а следовательно им достаточно было обменяться своими заданиями (куда идти и что делать)и, при необходимости, своим "грузом" (если роботы несут одинаковые кирпичи, то и обмениваться ими не надо). Фактически, если роботов будет много, это приведёт к "конвейерной" работе, когда они выстроятся в цепочку и будут лишь передавать кирпичи. Такой ответ, к сожалению, не дал никто.
      Если же пробовать решить задачу чисто алгоритмически (предполагаем, что роботы имеют одинаковые программы и остановившийся робот не отличается от стены соответствующей высоты), то возможным вариантом мог бы быть такой:
      В пятом задании необходимо было определить неисправные (замкнутые или оборванные) сегменты в двухразрядном индикаторе пешеходного светофора. Задача сводилась к определению конца счета ("01"), установлению оборванных (C1, C2) и замкнутых (G1, G2) сегментов и интервалам времени зелёного (20) и красного (30) цветов.
      Задачи на программирование традиционно относятся к сложным. Поэтому шестое задание "Шестерёнка" оказалось самым "весомым". Грамотно написанная программа (вложенный цикл) приносила в копилку команд целых 10 баллов. Соответственно, использование отдельных циклов (или отдельных исполнителей в Scratch и ЛогоМирах) снижало баллы до 5. Неудивительно, что решение этой задачи существенно повышало положение команды в турнирной таблице.
      
Мини-олимпиада для школьников среднего звена "Информашка" завершена. Но нас в
этом учебном году ожидает ещё одно увлекательное соревнование по информатике и информационным
технологиям - Конкурс Компьютерных Проектов. Как правило, он проводится в первое
воскресенье после весенних каникул. Надеемся, что многих ребят-участников
"Информашки-2014" мы встретим на наших традиционных будущих конкурсах.
До новых встреч!