Информашка-2014



Мой друг Компьютер

      В десятый раз в нашем районе проводится мини-олимпиада "Информашка". Лучшие компьютерщики среднего звена (5-8 классы) вновь смогли померяться силами в решении логических и алгоритмических задач, показать своё мастерство в рисовании и программировании на компьютере. Как всегда, Пушкинская школа №9 гостеприимно распахнула свои двери ребятам, которые неразрывно связывают своё будущее с информационными технологиями. Это особый круг "посвящённых", для которых информатика стала любимым школьным предметом. Надеемся, что юные таланты и дальше будут радовать нас своими победами и успехами.

Как всё было
      В этом году время, отведённое на выполнение заданий составляло 3 часа. Не секрет, что любую программу можно улучшать до бесконечности. Да и в рисунок всегда хочется внести дополнительные детали. Поэтому большинство команд работали за компьютерами до "победного конца". Все участники проявили завидное упорство и мастерство!
      На первом этапе необходимо было придумать название и девиз своей команде, нарисовать эмблему и распределить обязанности внутри команды. Эта часть работы оценивалась в 1 дополнительный балл (за оригинальный рисунок-логотип). Ребята подошли к заданию очень творчески. Конечно, здесь большую роль играла "домашняя работа" - ведь эти вопросы можно было обсудить заранее, чтобы не отвлекаться на них во время состязаний. Здесь нужно отметить решение команд "Печеньки" и "4lucky" из СОШ №8 г. Пушкино, использовавших уже нарисованный логотип, просто приклеив его к титульной странице. На следующий год мы планируем торжественное построение участников перед началом мини-олимпиады и предлагаем отдельно оценивать представление командами своего логотипа и девиза.
      Количество заданий на бумаге сократилось с 8 до 6 (задания оказались достаточно сложными), больше внимание в этом году уделили алгоритмам (1 - анализ текста; 2 - рисунок на компьютере; 3,4 - алгоритмические задачи, 5 - логика, 6 -программирование). Если Вас заинтересовали задания - Вы можете с ними ознакомиться . В этом году участники разместились в 3 кабинетах, в которых за порядком следили дежурные учителя. Оба компьютерных класса тоже оказались задействованными.

Резюме
      В "Информашке-2014" приняли участие 21 команда из 18 школ района (СОШ №6, 8, и 9 г. Пушкино представили по 2 команды). Подведение итогов прошло гладко, спорные моменты детально разбирались и обсуждались. Удачно сбалансированными оказались объёмы бумажной и компьютерной работы, в связи с чем завершение олимпиады прошло согласованно.
      Из недостатков можно отметить некоторую неразбериху с используемым программным обеспечением - слишком уж много разнообразных программ сейчас используют в школах. Хочется отдельно сказать слова благодарности учителям информатики СОШ №9 - все организационные моменты решались оперативно и не помешали участникам работать.

Итоги
      По результатам работы жюри олимпиады было решено выделить победителя - команду "4LUCKY" СОШ №8 г. Пушкино. В число призёров вошли также команды "Скейт" Правдинской СОШ №1, "Синяя шестерёнка" СОШ №9 г. Пушкино, "Sиsтемники" гимназии №4 г.Пушкино и "Антивирус" Правдинской СОШ №2. Конечно, такое разделение достаточно условно, так как каждая команда отличилась в каком-нибудь задании. Особо хочется отметить программистов, набравших максимальное количество баллов за последнюю задачу - Горячева Виктора (7 класс, Правдинская СОШ №1), Николенко Даниила (7 класс, СОШ №8 г. Пушкино) и Понкратова Георгия (7 класс, гимназия №4 г.Пушкино). Конечно, на итогах не могли не сказаться возраст участников и год изучения информатики - ведь в некоторых школах этот предмет изучается с начальных классов! Самой "молодой" в этом году оказалась команда Ашукинской СОШ.
      При начислении баллов жюри руководствовалось в первую очередь сложностью заданий.

задания
0
(титульный лист)
1
(анализ текста)
2
(рисунок на компьютере)
3
(анализ алгоритма)
4
(создание алгоритма)
5
(логический анализ)
6
(программирование)
Балл 2 6 5 6 8 8 10

Комментарии к заданиям

      В первом задании (анализ текста "Как роботы построили дом" - 6 баллов) нужно было указать основные преимущества и недостатки "термитного" метода строительства, а также указать возможные области применения

К сожалению, полный ответ в "чистом" виде не прозвучал ни у одной команды. Более того, многие команды решили, что достаточно общих фраз и не подкрепили их примерами.

      Во втором задании (5 баллов) необходимо было выполнить компьютерный рисунок или презентацию (рекламу) бригады роботов-строителей. По одному баллу давалось за:

      В третьем задании надо было проанализировать программу робота-строителя, написанную на псевдокоде. Пошаговое выполнение показывает, что второй кирпич (первый уже лежит в точке [4, 4]) будет уложен в точку [5, 4], а третий - "вторым этажом" в точку [4, 4]. После этого программа не сможет выполняться, так как робот не может преодолевать ступеньки высотой больше, чем в 1 кирпич. Соответственно, робот сможет использовать со склада только 2 кирпича и вид сооружения во втором случае (когда на складе 10 кирпичей) будет таким же.

      Четвёртое задание предполагало "креативный подход" к решению задачи. Самый правильный ответ должен был учитывать идентичность роботов, а следовательно им достаточно было обменяться своими заданиями (куда идти и что делать)и, при необходимости, своим "грузом" (если роботы несут одинаковые кирпичи, то и обмениваться ими не надо). Фактически, если роботов будет много, это приведёт к "конвейерной" работе, когда они выстроятся в цепочку и будут лишь передавать кирпичи. Такой ответ, к сожалению, не дал никто.
      Если же пробовать решить задачу чисто алгоритмически (предполагаем, что роботы имеют одинаковые программы и остановившийся робот не отличается от стены соответствующей высоты), то возможным вариантом мог бы быть такой:

Случайное ожидание необходимо из-за требования одинаковых программ у всех роботов. Принять решение о том, кто будет переползать можно либо на основе "переговоров" роботов (например, это будет робот с меньшим номером), либо, что проще, путём случайного ожидания и попыток продолжить выполнение программы. Кстати, в вышеприведённом алгоритме попытки будут делаться только в случае встречи "равноценных" роботов. Робот с поклажей, встретив пустого должен продолжать путь, а идущий "порожняком" - уступить дорогу.

      В пятом задании необходимо было определить неисправные (замкнутые или оборванные) сегменты в двухразрядном индикаторе пешеходного светофора. Задача сводилась к определению конца счета ("01"), установлению оборванных (C1, C2) и замкнутых (G1, G2) сегментов и интервалам времени зелёного (20) и красного (30) цветов.

      Задачи на программирование традиционно относятся к сложным. Поэтому шестое задание "Шестерёнка" оказалось самым "весомым". Грамотно написанная программа (вложенный цикл) приносила в копилку команд целых 10 баллов. Соответственно, использование отдельных циклов (или отдельных исполнителей в Scratch и ЛогоМирах) снижало баллы до 5. Неудивительно, что решение этой задачи существенно повышало положение команды в турнирной таблице.

      

Мини-олимпиада для школьников среднего звена "Информашка" завершена. Но нас в этом учебном году ожидает ещё одно увлекательное соревнование по информатике и информационным технологиям - Конкурс Компьютерных Проектов. Как правило, он проводится в первое воскресенье после весенних каникул. Надеемся, что многих ребят-участников "Информашки-2014" мы встретим на наших традиционных будущих конкурсах.
До новых встреч!


      Хочется сказать искренние слова благодарности администрации и преподавательскому составу СОШ №9 г. Пушкино за предоставленную возможность провести мини-олимпиаду "Информашка" в полном объёме и комфортных условиях. Большое спасибо!